После просмотра фильма «Советник» многие начинают задумываться, какой же в нем смысл? Зритель, даже неискушенный чувствует нутром присутствие смысла фильма «Советник» и хочет узнать. Жаждет его выраженности, предъявленности. Но это кино — картина-притча.

Зритель чувствует, что смысл есть, но создатели отдают ему право решать, поразмыслить и выразить ощущаемое в сформулированный смысл. Это кино своеобразное, неоднозначное по восприятию, по ощущению и пониманию. Не смотря на каскад звезд первой величины — фильм не для масс. Для зрителя искушенного и вдумчивого, не терпящего спешки. Пространные суждения, философствования, размышления здесь заменяют типичный экшн. Драйв создает слово.

Скажем сразу, если Вы желаете найти готовый «правильный» смысл в этой статье, то даже не надейтесь. Однако, рамочно он будет представлен в ключевом диалоге ниже. Этот диалог собирает детали пазла разбросанные по всему фильму в картинку. Его участники: главный герой Советник и глава наркомафии. Во власти последнего определить за всех героев, какой же будет развязка фильма. И он ей распорядился в той мере, в которой желал. А чего же он желал?

Как сказано в фильме «узнать кого-то - это понять его желания». Чего же желает  наркобарон, который решил преподать урок жизни? Решайте сами после диалога между Советником (далее С.) и Наркобароном (далее Н.), который развернулся в фильме с 1:33:15.

Н: — да, но я повторю то, что сказал нашему другу. Говорить не с кем.
С: — мне заехать во Флориду?
Н: — Флорида закрыта.
С: — я сделаю все, что вы скажете.
Н: — мне нечего предложить, советник.
С: — ээ… можно встретиться?
Н: — мы встретились.
С: — вы не понимаете ситуацию.
Н: — я понимаю, советник. Действия создают последствия, которые создают новые миры. Все разные. Если трупы закопаны в пустыне — это один мир. Если трупы просто брошены — это другой. И все эти миры и неведомые нам существовали всегда. Не так ли?
С: — не знаю. Поможете?
Н: — я советую вам честно взглянуть на ситуацию. Это мой совет. Не мне говорить что надо делать, а что не надо. Мир, в котором вы хотите исправить свои ошибки отличается от мира в котором эти ошибки сделаны. Вы на распутье сейчас. И вы хотите выбрать, но выбора здесь нет. Можно лишь принять. Выбор был сделан давным давно. Вы слушаете?
С: — да.
Н: — я не хочу обидеть, но думающий человек часто находится оторванным от реальности жизни. В любом случае мы должны готовить место, где сможем собрать все трагедии, которые неизбежны в жизни. Однако, этим мало кто занимается. Знаете стихи Мачадо?
С: — я не читал. (с подавленной интонацией).
Н: — чудный поэт. Мачадо был школьным учителем и женился на прекрасной девушке. И он очень любил ее. Она умерла. И он стал великим поэтом.
С: — я не стану великим поэтом.
Н: — возможно, но даже если могли бы, вам это не поможет. Мачадо отдал бы все строки, все стихи, что он написал за один час со своей любимой. Потому что в скорби не действуют правила обмена. Ведь скорбь обесценивает все. Человек готов отдать весь мир, чтобы избавиться от скорби, но при этом на скорбь ничего не купить. Потому что скорбь бесценна.
С: — зачем эти слова?
Н: — затем, что вы продолжаете отрицать реальность, в которой находитесь. Любите ли вы свою жену так сильно, что готовы занять ее место повиснув на дыбе? Я не о смерти. Умереть легко.
С: — да, черт!
Н: — это приятно слышать, советник.
С: — о чем вы? Значит есть возможность?
Н: — нет. Это невозможно.
С: — но я сейчас, я ведь на распутье?
Н: — да, на грани понимания, что жизнь невозможно вернуть назад. Мы — мир, который мы создали. И когда мы перестаем существовать, то и мир созданный нами тоже исчезает. Но для того, кто осознает, что он живет последние дни, смерть обретает иное значение. Исчезновение всей реальности — это мысль, которую невозможно вместить. На ее фоне все замыслы, все наши грандиозные планы видятся в истинном свете. А сейчас, советник, мне пора. Надо сделать пару звонков. А еще, если я успею, я хотел бы вздремнуть.
(положил трубку и гудки)

Диалог заканчивается на 1:38:20 и затем фильм на протяжении последующих минут расставляет последние акценты. Смысл фильма «Советник» намекает, что за выбором следует реальность. А реальность создает предпосылки для выбора. Это их танец. А человек — это фигура, которую вырисовывает танец?

Выбор подразумевает также и ошибку. Однако смерть — не самое худшее наказание за роковую ошибку. Кто-то может подумать после просмотра фильма, что героям, которые взяли вверх куда приятней заставить мучится жертву за проявленную беспечность и наивность. Азарт охоты проявляется в обреченности, сравнимой с предопределенной участью кролика в когтистых лапах гепарда.

Слабый, глупый, беспомощный и, главное, легко поддающийся соблазну в виде «морковки», кролик стал прекрасным объектом насилия у того, кто с радостью отказывается от любой морали ради извращенного удовольствия смотреть на чужую агонию. А может не ради удовольствия, может Вам показали мир, в котором правит скорбь? Может ответ — это болито? Может в этом смысл фильма «Советник» по мысли создателей?